«Коллективный обморок» "Он посылает поклонников во всем мире в коллективный обморок." - Vanity Fair Вот так, ни больше ни меньше американский журнал оценил талант Хворостовского. И хотя это утверждение довольно-таки неоднозначно по смыслу, но тем не менее всем понятно, что это краткий и емкий панегирик в адрес известного певца. И безусловно не единственный в своем роде. « Мировая оперная звезда», «невероятный голос», «великолепный баритон», и наконец «мастер–бельканто» вот те эпитеты которые сыпятся и сыплются из всех щелей средств массовой информации на голову как самого «мастера-бельканто» (к чему он впрочем уже давно привык)так и на головы обычных граждан. Действительно есть от чего помутиться рассудком . Есть от чего голову потерять. Я же готов согласиться с этим утверждением лишь только подразумевая под ним тот второй негативный подтекст. Понимая под этим коллективным обмороком коллективное помешательство, коллективное невежество, коллективное безумие, коллективное непонимание. Непонимание того одурачивания, которое продолжается много лет в оперном мире, и во всем культурологическом пространстве так или иначе затронутого и очерченного певческой культурой и певческим традициями академического пения. Из года в год наряду с великими певцами прошлого Хворостовский незаконно и незаслуженно получает жирный кусок славы и признания. Да именно так –незаконно и незаслуженно. Дмитриий Хворостовсткий величайший обман который только знал оперный мир. Величайшая фикция. Хворостовский так и не научился петь. Не научился академическому пению, пению на «опоре», так называемому «оперному пению». Он утверждает что он баритон и все так думают. Но это не так. Хворостовский не баритон. Хворостовский более высокий голос. По природе Хворостовский обладает теноровым голосом. Его вокальное звучание только приблизительно баритональное, искусственно баритональное. Его пение вымученное. Его звучание обезтембренное. Горловое. Плоское и глухое. Верхний регистр лишен полетности и звонкости. Нижний соответствующей густоты и тембра. Когда то на заре своей певческой карьеры он выбрал путь который привел его к славе. Но цену за это он платит тяжкую и платит по сей день. Ответственен за это не только сам певец но и члены жюри конкурса в Кардиффе,в котором участвовал молодой Хворостовский. Этот конкурс В Уэльском городе Великобритании был своеобразной точкой бифуркации в карьере Дмитрия. Один из этих членов авторитетный музыкальный критик Ф. Риццо написал: "Время от времени случается чудо, перед нами предстает волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью её заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас - Хворостовский". Да уж действительно чудо. Желающие могут послушать и посмотреть пение Хворостовского на этом конкурсе. Но все же основная вина лежит на его педагоге Йофель Екатерине Константиновне. Она не смогла определить его истинную вокальную природу. Или же возможно пошла на поводу у его желания быть «баритоном». В истории музыки немало случаев когда певцы шли не «своим» путем. Марио дель Монако и Владимир Атлантов тенора по природе, а начинали баритонами. Лисициан Павел Герасимович начинал басом ,но по природе баритон и баритон изумительной красоты. Шаляпин Федор Иванович наше «басовое солнышко» начинал баритоном. Но им повезло если так можно выразиться они вовремя поняли кто они есть по своей певческой природе. Не знаю знает ли сам Дмитрий Хворостовский что он «обманывает» мир позиционируя себя как «баритон» и исполняя «баритоновый» репертуар в оперных спектаклях лучших театров мира. Или же и сам пребывает в неведении. Мне думается что на каком то отрезке своего певческого пути он осознал свою ошибку. Но назад пути уже не было. Вернее он был да и сейчас он есть ,но прекрасно понимал и понимает что последует после его официального заявления о том что он на самом деле не тот за кого себя выдает. После такого заявления о славе и ангажементах «Ла скала и Метрополитен опера» можно будет забыть и забыть навсегда. А значит придется потуже затянуть поясок. Да и вполне вероятно достанется и астероиду который назвали в его честь. Да и с наградами как то будет все выглядеть не очень хорошо. Ему их уже раздали предостаточно. Вобщем –катастрофа. Поэтому Дима «пилит» дальше покуда голос его окончательно не развалиться. За все эти годы Хворостовский вынужден был придерживаться определенной приспособительной техники пения в неподходящей для него баритональной тесситуре. Она незамысловата и довольно проста. Разберем детально эту «технику». Первое : Каждое исполняемое им произведение удлинялось по времени, по темпу. Все его арии и все концертные произведения за редким исключением звучат в его исполнении дольше того отрезка времени которое требовалось для исполнения всем другим баритональным певцам. Очень трудно теноровому голосу формировать весь спектр вокальных гласных и согласных в баритональной тесситуре и в соответствующих временных и темповых отрезках. Второе: Некорректная артикуляция. Хворостовский часто небрежно относиться к музыкальной артикуляции, артикуляции указанной автором. Вынужденно небрежно. Это касается таких видов артикуляции как портато, стаккато и стоккатиссимо. Эти виды артикуляции особенно трудны при вокализации даже для «настоящих» голосов. Они у Хворостовского всегда смазаны и неразборчивы. «Своя» тесситура и при этом однородное, тембристое и свободное звучание на всем диапазоне единственное условие при котором возможно использование такой артикуляции. Такого звуковедения. Чего у Хворостовского не наблюдается. Третье: Отказ от прибавочных нот в «верхнем» регистре в некоторых оперных произведениях. Например в Каватине «Фигаро» из оперы «Севильский цирюльник» Россини где автор предоставил певцам возможность выйти далеко за пределы «стандартного» баритонального диапазона, за счет озвученного фальцета. Для Хворостовского это исключено. Для него это равносильно смерти. А вот Муслим Магомаев и Дмитрий Гнатюк а также и великолепный Тито Гобби в свое время прекрасно «справлялись» с этой каватиной. Да бог с ними с крайними нотами. Черт с ним с этим фальцетом. Достаточно сравнить общее исполнение этой каватины этими великими певцами с исполнением Хворостовского и все будет очевидно мягко говоря не в пользу последнего. Четвертое: Вольное обращение с длительностями в мелодической линии произведения. Хворостовский позволяет себе, опять же вынужденно изменять длительности нот так как ему удобно. Причина в боязни «порвать» мелодический рисунок, который с колоссальным таким трудом воспроизводиться. И наконец пятое: Неестественная биомеханика на сцене. Для того что бы воспроизводить более менее приблизительное баритональное звучание Хворостовский «запер» себя в определенном биомеханическом каркасе. Выход из которого неминуемо бы приводил каждый раз к «разрыву» звукового потока. При пении на эстрадных подмостках Хворостовский всегда принимает напряженную позу, напряженную стойку. При вокализации его мышцы лица сильно напряжены. На пении форте и исполнении нот верхнего регистра видно как у певца вздуваются на лице вены. Краснеет кожа. Выпучиваются глаза. Это говорит о том, что ему невероятно трудно извлекать «баритональный» звук. Ему приходиться петь с неестественно низко опущенной гортанью для того что бы добиться соответствующего тембра и силы звука. От этого нижняя губа у Хворостовского всегда оттопырена вниз.Ноздри раздуты. Взгляд немигающий. Всегда напряжен.Все внимание певца большей частью сосредоточено на звукоизвлечении, а не на художественной части произведения. При пении в низшем регистре(верхняя половина большой октавы- от фа_большой до до_малой) корпус певца вместе с головой неестественно выгибается. Верхние и нижние конечности «окостеневают», что позволяет певцу исторгнуть из себя приблизительно баритональный звук.Смотреть на это невыносимо и тяжело, что уж говорить о том что испытывает сам певец. О филировке звука тут даже не может быть и речи. Кстати этот «мастер бельканто» еще умудряется и мастер классы проводить. И что примечательно в них( в тех что мне удалось посмотреть) он делает упор в основном не на технике пения и филировке звука, а на художественной части произведения. Равняться или не равняться на Хворостовского молодым и неопытным певцам –решать им. Но я бы предостерег их от этого. Сокровищница мирового оперного пения, академического пения полна выдающимися певцами как прошлого так и настоящего, у которых можно и нужно учиться. Тем кто сочтет меня безумцем, а мои слова неграмотной пачкотней …что ж.. «Имеющий уши да слышит»